16 апреля 2012
Рубрика: Для потребителей
Рубрика: Для потребителей
Отстаиваем свои права
15 марта международная общественность отмечала Всемирный день защиты прав потребителей
Права потребителей при покупке технически сложных товаров
Постараемся ответить на некоторые актуальные вопросы, а именно: что же такое «Существенный недостаток товара».
Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» существенный недостаток - это «неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки».
К примеру, вы в течение полугода несколько раз ремонтировали стиральную машину: сначала в ней порвался какой-то ремень, потом начал стучать барабан, а теперь полетела микросхема.
Как же доказать наличие существенного недостатка? Каждое обращение в гарантийную мастерскую должно быть письменно зафиксировано: указаны причины поломки и приведено описание произведенного ремонта. Если вы дважды уже прибегали к услугам мастера, у вас на руках должны быть соответствующие документы и заключение о необходимости третьего ремонта (замены микросхемы). По закону доказать наличие существенного недостатка должен потребитель. А обязанность продавца - заменить некачественный товар.
В соответствии с Перечнем технически сложных товаров, подлежащих замене в случае обнаружения существенных недостатков, к таковым относятся: автоматические стиральные машины, автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты и лодочные моторы, холодильники и морозильники, персональные компьютеры, мотоблоки, мотокультиваторы и другое.
И еще один важный момент: Потребитель может не только потребовать замены товара, но и возврата денег за некачественный товар.
Можно ли обменять некачественный товар в случае отсутствия на него чека?
Согласно п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающей права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, отсутствие у него кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Ст.493 ГК РФ к документам, подтверждающим факт заключения договора, относит также иные документы, подтверждающие оплату товара.
Таким образом, вместо товарного или кассового чека потребитель вправе предъявить продавцу и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара. В случае возникновения спора потребитель также может ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора и его условий.
Обмен непродовольственного товара
Исходя из п.1 ст.25 Федерального Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, товарный вид, фабричные ярлыки, пломбы. Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Согласно п.2 ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование о возврате уплаченной за товар суммы подлежит удовлетворению в течение 3-х дней со дня возврата товара.
Кроме того, за защитой нарушенных прав вы можете обратиться в органы местного самоуправления (телефон: 3-24-59), а также в территориальный отдел управления Роспотребнадзора (3 квартал, дом №40, телефон: 3-06-02). Специалисты этих структур помогут защитить ваши интересы в досудебном порядке: проконсультируют вас по вопросам защиты прав потребителей, окажут информационно-консультационную помощь в составлении претензии в адрес продавца.
Марина Карнакова,
главный специалист отдела по развитию малого и среднего бизнеса городской администрации