Росреестр информирует


Отсутствие межевания не лишает права собственности, но повышает риски споров о границах

С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).
При этом ни Законом № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков (провести так называемое «межевание») и внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков, и сроками не ограничиваются.
Необходимо отметить, что в силу части 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, в том числе при отсутствии в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, признается юридически действительной.
В настоящее время Законом № 218-ФЗ не предусмотрены основания для приостановления государственной регистрации прав на земельные участки в связи с отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек их границ (в связи с отсутствием «межевания»). Действующее законодательство также не содержит ограничения на совершение сделок с земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также какие-либо сроки, в течение которых такие границы должны быть установлены.
Вместе с тем, Росреестр рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ, рассмотреть возможность проведения межевания.
- В настоящее время в Иркутской области все еще остается большое количество земельных участков без установленных должным образом границ. В соответствии с требованиями законодательства границы определены всего у 54% участков. Между тем проведение межевания и внесение в ЕГРН информации о границах избавит многих правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти, - говорит и. о. начальника отдела геодезии, картографии, землеустройства и мониторинга земель Анастасия Грядасова.
Узнать, содержит ли Единый реестр недвижимости информацию о границах земельного участка, правообладатели могут на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта».
Подать документы для внесения сведений в ЕГРН можно в любом отделении сети центров и офисов «Мои документы». Уточнить адрес и график работы нужного офиса МФЦ можно на сайте учреждения (www.mfc38.ru).


По информации Управления Росреестра по Иркутской области



Получение сведений об объектах недвижимости стало популярнее

К этому выводу пришли сотрудники Управления Росреестра по Иркутской области, проанализировав данные за 2015 и 2016 годы.

Так, только за октябрь было выдано 57960 выписок, справок из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), уведомлений об отсутствии сведений в ЕГРП, сообщений об отказе в выдаче сведений. Всего с начала года цифра достигла значения 461688. Причем большую часть составили выданные сведения в виде электронного документа – за октябрь – 47903, с начала года – 356333.

За октябрь прошлого года общее количество выданных выписок, справок из ЕГРП, уведомлений об отсутствии сведений в ЕГРП, сообщений об отказе в выдаче сведений составило 41176. С января по октябрь включительно в 2015 году этот показатель составил 319076. Из них, в электронном виде было направлено заявителю за октябрь -24209, с начала года по октябрь – 183906.

- Эта услуга полезна для всех тех, кто собирается покупать квартиру и хочет быть уверен, что имеет дело с настоящим хозяином квартиры, - пояснила начальник отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Иркутской области Марина Знайдюк. - Из выписки можно узнать о составе собственников квартиры, а также - не находится ли она под арестом или обременением, проверить, совпадают ли данные продавца, который пытается продать квартиру, и лица, указанного в выписке в качестве собственника. Кроме того, выписка из ЕГРП может помочь гражданам в случае судебного разбирательства.

Подробно о том, как получить выписку из Единого государственного реестра прав, граждане могут узнать на сайте Росреестра www.rosreestr.ru.



СПРАВКА: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) – базовый государственный информационный ресурс, который содержит данные о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об объектах недвижимого имущества и сведения о правообладателях. Основной формой предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП, является выписка из ЕГРП.

Специалист-эксперт
Отдела организации, мониторинга и контроля
Управления Росреестра по Иркутской области
Елена Богачева



Жители Приангарья предпочитают обращаться за услугами Росреестра в МФЦ

Жители Иркутской области предпочитают получать услуги Росреестра через центры и офисы государственных и муниципальных услуг «Мои документы». В многофункциональных центрах жители региона могут подать документы на все основные услуги Росреестра: постановку объекта недвижимости на кадастровый учет, регистрацию прав, единую процедуру кадастрового учета и регистрации прав, а также запросить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
За 9 месяцев 2017 года на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, включая единую процедуру кадастрового учета и регистрации прав, поступило 389 347 пакетов документов. Из этого числа 317 778 заявлений принято через офисы МФЦ, что составило 81% от всех документов, принятых на кадастровый учет и регистрацию прав. Кроме того, с января по сентябрь специалистами центров и офисов «Мои Документы» уже принято 91055 запросов на предоставление информации из реестра недвижимости, что составило более 60% от общего числа принятых запросов.
- Многофункциональные центры значительно упрощают получение государственных услуг для граждан, ведь они работают по принципу «одного окна». Это значит, что за одно обращение в МФЦ можно подать документы сразу на несколько государственных услуг. Человеку не нужно ходить по разным инстанциям и ведомствам. Подать и получить документы можно в ближайшем офисе многофункционального центра, - говорит начальник отдела организации, мониторинга и контроля Управления Росреестра по Иркутской области Екатерина Мартынова.
МФЦ имеет разветвленную сеть офисов на территории Иркутской области. На сегодняшний день в регионе функционирует 46 центров и 153 офиса «Мои документы» с 605 окнами приема. Таким образом, более 96% муниципалитетов Приангарья имеют полноценный центр или офис МФЦ. Большое количество окон приема-выдачи документов позволяет сократить время ожидания заявителей в очереди. Многофункциональные центры работают 6 дней в неделю, включая субботу, поэтому жители Приангарья могут выбрать оптимальное для себя время посещения офиса.
Обращение в МФЦ позволяет заявителю самостоятельно подать документы и не зависеть от действий чиновника, таким образом влияние человеческого фактора сводится к минимуму. Кроме того, получение услуг через центры и офисы «Мои документы» позволяет исключить коррупционную составляющую.
Узнать график работы офисов МФЦ и предварительно записаться на прием можно на сайте учреждения www.mfc38.ru.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области



Административная ответственность установлена для СРО арбитражных управляющих

С 29 октября 2017 года вступили в силу изменения законодательства, которые установили административную ответственность за нарушения саморегулируемыми организациями (СРО) арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, других нормативных правовых актов, федеральных стандартов, а также стандартов и правил профессиональной деятельности. Соответствующие поправки внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Новыми положения КоАП предусмотрены штрафы за нарушение порядка, срока или периодичности созыва общего собрания членов СРО арбитражных управляющих; требований к размеру, порядку формирования, размещению и расходованию средств компенсационного фонда организации; срока или периодичности проведения такой СРО проверки деятельности своих членов.
КоАП также установил административную ответственность СРО арбитражных управляющих за невыполнение предписания органа по контролю (надзору) – Росреестра об устранении нарушений требований, установленных законодательством. До вступления в силу изменений в КоАП Росреестр в случае невыполнения предписания СРО арбитражных управляющих обязан был обратиться с заявлением в суд о лишении организации статуса арбитражных управляющих.
Полный перечень нарушений, за которые СРО арбитражных управляющих будут привлекаться к административной ответственности, определены статьей 14.52.1 КоАП.
Нововведения направлены на повышение эффективности надзора за деятельностью СРО арбитражных управляющих, профилактику правонарушений в этой сфере, а также на защиту интересов участников процесса банкротства.




Мошенничество с квартирой пресекло Управление Росреестра по Иркутской области

Управление Росреестра по Иркутской области пресекло мошеннические действия с квартирой в Иркутске. Пакет документов на оформление в собственность жилого помещения поступил в ведомство 12 октября. В ходе проведения правовой экспертизы сотруднику Управления Росреестра по Иркутской области удалось установить, что жительница Иркутской области, от имени которой были поданы документы, в ведомство не обращалась и заявление о регистрации прав на квартиру не подавала.
В ходе проверки было выявлено, что в документах указаны данные недействительного паспорта. Регистратор связалась с «заявительницей» по имеющемуся в архивных документах номеру телефона. Владелица квартиры сообщила, что ни с каким заявлением о регистрации прав на квартиру в Управление Росреестра по Иркутской области не обращалась. По словам потерпевшей, жилое помещение, на которое пытались оформить документы мошенники, пустует. Сама владелица имущества проживает на данный момент в другом городе. При посещении Управления Росреестра по Иркутской области потерпевшая выразила благодарность сотрудникам ведомства и написала заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о невозможности осуществления регистрационных действий без своего личного участия.
- Всем владельцам недвижимого имущества рекомендуем быть бдительными и не подписывать никаких сомнительных документов. Очень часто в зону риска попадают люди, оставляющие свои квартиры и дома надолго без присмотра, а также граждане, которые когда-то теряли документы на недвижимость. Обезопасить свое имущество можно, внеся в ЕГРН запись о невозможности осуществления регистрационных действий без личного участия собственника. Обратиться с таким заявлением можно в любой офис «Мои Документы». В течение 5 рабочих дней в единый реестр недвижимости будет внесена соответствующая запись. При ее наличии орган регистрации прав возвращает без рассмотрения все документы, предоставленные для регистрации прав любым лицом, не являющимся собственником недвижимости или его законным представителем, - рассказывает начальник отдела регистрации недвижимости Управления Росреестра по Иркутской области Юлия Грудинина.
Информация по выявленному факту мошенничества передана в правоохранительные органы.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Управление Росреестра подводит итоги

С января по сентябрь, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество зарегистрированных прав на жилые помещения уменьшилось на 8%, количество зарегистрированных прав на земельные участки – на 6%. Управление Росреестра по Иркутской области подвело итоги в сфере регистрации прав за 9 месяцев 2017 года.
По данным ведомства, жители региона стали заметно реже оформлять в собственность жилые помещения и участки. С января по сентябрь Управление Росреестра зарегистрировало 119 528 прав на помещения и 80 255 прав на земельные участки. За аналогичный период 2016 года этот показатель составлял 129 626 и 84 956 прав соответственно.
За 9 месяцев в Иркутской области зарегистрировано более 318 тысяч прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости. Это чуть ниже показателей прошлого года, когда количество оформленных прав составляло чуть более 328 тысяч.
Большая часть прав и ограничений (обременений) прав (255 415 или 80%) зарегистрирована в пользу граждан. Юридические лица за прошедший период зарегистрировали 23 816 прав и ограничений (обременений) прав. Для сравнения, за аналогичный период 2016 года в Приангарье гражданами было оформлено 259 408 прав, юридическими лицами - 30 337.
Также жители Приангарья стали вдвое реже оформлять в собственность недвижимость в упрощенном порядке. С января по сентябрь Управление Росреестра по Иркутской области зарегистрировало 3035 прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. Из этого числа 1614 прав зарегистрировано на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, 1308 прав оформлено на объекты индивидуального жилищного строительства, 113 – на объекты, не требующие разрешения на строительство. За 9 месяцев 2016 года в упрощенном порядке в регионе было зарегистрировано 6289 прав.
С этого года жители Иркутской области получили возможность подавать заявления на одновременное проведение кадастрового учета и регистрации прав. За 9 месяцев по единой процедуре Управление Росреестра по Иркутской области зарегистрировало более 23 тысяч прав, в том числе таким образом оформлено более 12 тысяч прав на земельные участки.
За прошедший период в Управление Росреестра по Иркутской области также поступило 42 507 заявлений об осуществлении государственного кадастрового учета.
Общее количество выданных выписок, справок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), копий документов, аналитической информации, уведомлений об отсутствии сведений в ЕГРН, решений об отказе в предоставлении сведений за 9 месяцев 2017 года составило 612 440.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Прямые линии с заявителями проведет Управление Росреестра 26 и 27 октября

26 октября 2017 года Управление Росреестра по Иркутской области проведет прямую телефонную линию с заявителями на тему: «Порядок обращения и предоставления сведений о геодезических пунктах из Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства». В этот день все желающие смогут задать вопрос по данной теме специалистам отдела геодезии, картографии, землеустройства и мониторинга земель Управления. На вопросы ответят главный специалист-эксперт Константин Анатольевич Афанасьев (тел. 8(3952)450-390) и ведущий специалист-эксперт Елена Николаевна Колесникова (тел. 8(3952)450-389). Звонки граждан будут приниматься с 8 до 17 часов.

27 октября 2017 года Управление Росреестра по Иркутской области проведет прямую телефонную линию с заявителями на тему: «Вопросы привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности. Практика применения ч.3.1 ст. 14.13 КоАП РФ (дисквалификация арбитражных управляющих за повторное совершение административных правонарушений)». На вопросы ответят начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Андрей Александрович Ксенофонтов (тел. 8(3952)450-323), главный специалист-эксперт Светлана Геннадьевна Богочова (тел. 8(3952)450-271) и ведущий специалист-эксперт Петр Сергеевич Суменков (тел. 8(3952)450-335). Звонки граждан будут приниматься с 8 до 16 часов.



По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Кадастровую стоимость недвижимости можно оспорить

Кадастровая стоимость – определенная оценочными организациями и утвержденная органами власти стоимость объекта, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Кадастровая оценка недвижимости проводится с целью создания качественной налоговой базы и совершенствования системы управления недвижимостью. В Иркутской области кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога.
Любое заинтересованное лицо вправе оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости. Основанием для этого может послужить недостоверность сведений об объекте, использованных при проведении оценки, а также несоответствие кадастровой стоимости объекта его рыночной стоимости. Пересмотр кадастровой стоимости проводится как в судебном, так и внесудебном порядке в специально созданной при Управлении Росреестра комиссии. Несмотря на то, что Росреестр не проводит кадастровую оценку, ведомство помогает гражданам скорректировать ее результаты, если на то есть законные основания.
Для юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления досудебное урегулирование споров является обязательным. Перед подачей иска в суд они сначала должны обратиться в комиссию при Управлении Росреестра по Иркутской области. Физические лица могут выбирать: либо обращаться в комиссию, либо сразу в суд.
С начала года комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области рассмотрела 499 заявлений в отношении 556 объектов недвижимости. По 343 объектам принято положительное решение об определении кадастровой стоимости в размере рыночной. В том числе в результате работы комиссии для 336 объектов кадастровая стоимость была снижена в общей сложности на 13,8 миллиардов рублей. Для семи земельных участков в результате пересмотра кадастровая стоимость выросла в общей сложности почти на 7 миллионов рублей.
В комиссию при Управлении Росреестра по Иркутской области заявление может быть подано в период с даты внесения в ЕГРН результатов кадастровой оценки до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки. Заявления принимаются по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70, кабинет 120 (окно канцелярии).
Информацию о работе комиссии (актуальный состав, список необходимых документов, информация о заседаниях и т.д.) можно получить на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/site/) в разделе «Деятельность»/ «Кадастровая оценка»/ «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости».

По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Закон о «лесной амнистии» защитит права добросовестных владельцев недвижимости

В настоящее время в регионе выявлены многочисленные случаи противоречий сведений двух государственных реестров – Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и государственного лесного реестра (ГЛР). Так, один и тот же земельный участок согласно ЕГРН может относиться к сельхозземлям, выделенным под СНТ, а согласно государственному лесному реестру - к лесному фонду. В результате под угрозой оказались имущественные права граждан. При этом решение вопроса через суд может длиться годами и не привести к признанию приоритета сведений ЕГРН.
О несовершенстве ранее проведенных в отношении лесных угодий учетных процедур говорит и тот факт, что в Иркутской области площадь учтенного в кадастре леса оказалась больше площади самого региона. Устранить противоречия ЕГРН и ГЛР призван вступивший в силу Закон о «Лесной амнистии».
Закон защищает, в первую очередь, бытовую недвижимость граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды), которые из-за несовершенства учетно-регистрационной системы перенеслись в лесной фонд. Если лесной реестр относит участок к категории земель лесного фонда, а ЕГРН и документы, подтверждающие право гражданина на землю, – к иной категории земель, приоритет остается за ЕГРН.
Также в законе предусмотрены механизмы защиты лесных участков от неправомерного исключения их из лесного реестра. В частности, Рослесхоз после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации. Из-под действия закона выведены земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения. Ситуации с этими землями будут отдельно рассматриваться Рослесхозом, а при установлении фактов незаконного выбытия лесных земель – разбираться в судебном порядке.

Стоит также отметить, что приоритет сведений ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на участок, над сведениями государственного лесного реестра действует только в отношении тех земель, права на которые зарегистрированы до 1 января 2016 года либо до 8 августа 2008 года в тех случаях, если речь идет об участках, предоставленных из состава земель лесного фонда огородническому или дачному некоммерческому объединению.



По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Улучшение инвестиционного климата – одна из главных задач Росреестра

С каждым годом процедура оформления недвижимости в собственность становится удобнее, быстрее и проще. В этом году учетно-регистрационная система пережила масштабную реформу. Результат – сокращение сроков проведения процедур кадастрового учета и регистрации прав для граждан и бизнеса, что способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.
Главная новация этого года – совмещение процедур кадастрового учета и регистрации прав, которое позволило сократить сроки оказания услуг.
- Раньше для регистрации прав владельцам недвижимого имущества сначала требовалось поставить свой объект на кадастровый учет (по закону процедура занимала до 10 дней), после – подавать уже новое заявление - на регистрацию прав (по закону это еще до 10 дней). С этого года достаточно обратиться с одним заявлением, по которому будут проведены обе процедуры. Такой подход экономит время и силы граждан. Подготовить необходимый пакет также становится проще. Общее время проведение единой процедуры по закону не должно превышать 10 дней. На практике средний срок оказания данной услуги в регионе еще короче –7 дней, - поясняет руководитель Управления Росреестра по Иркутской области Виктор Жердев.
Сокращение сроков стало возможным благодаря системной работе Управления по повышению качества оказания государственных услуг и реализации ряда уникальных проектов на территории региона. Например, ведомство успешно внедрило практику регистрации «удалённым доступом».
- Принятые на государственную регистрацию прав документы направляются в Управление в электронном виде. Нами создан специальный сектор обработки документов. Специалисты сектора распределяют поступившие дела между сотрудниками для дальнейшего проведения регистрационных действий. Такой подход позволил сократить затраты на отправку бумажных документов, уменьшить сроки проведения процедур. Сейчас срок государственной регистрации прав в Иркутской области в среднем составляет 5 дней, в то время как по закону на процедуру отведено до 7 дней, - поясняет Виктор Петрович.
Большое внимание Управление уделяет и развитию «бесконтактных» способов работы с заявителями – через центры и офисы государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» (МФЦ) и Интернет.
Для того, чтобы обеспечить высокое качество оказания своих услуг на базе многофункциональных центров, Управление Росреестра регулярно проводит обучение сотрудников всех отделов МФЦ.
Получение услуг в электронном виде позволяет владельцам недвижимости экономить время, а в некоторых случаях и сокращать затраты на госпошлину. На официальном сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) заявителям открыт доступ ко всем наиболее востребованным услугам ведомства: кадастровому учету и (или) регистрации прав, получению сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
- Обращаясь в Росреестр через Интернета или офис МФЦ, заявитель экономит свои время и деньги, избегает коррупционных рисков и сводит к минимуму влияние человеческого фактора. На сегодняшний через МФЦ на регистрацию прав и кадастровый учет (включая единую процедуру) подается более 80% документов. А популярность государственной регистрации через Интернет за прошедший год выросла в 7 раз, - рассказывает руководитель Управления Росреестра по Иркутской области Виктор Жердев. – Управление заинтересовано в снижении административных барьеров при предоставлении государственных услуг, повышении их качества и доступности. Поэтому мы продолжим совершенствовать нашу работу на благо граждан и юридических лиц.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимость на основании электронных документов

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что документы на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав могут быть представлены любым способом: в виде бумажных документов при личном обращении и почтовым отправлением, а также в форме электронных документов через интернет.
В 2015 году Росреестром успешно внедрен прием документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, через официальный интернет-сайт ведомства (https://rosreestr.ru/site/). По статистике, с каждым годом все больше жителей Иркутской области предпочитают обращаться за государственной регистрацией прав именно в электронном виде. Так, в первом полугодии 2017 года Управлением Росреестра по Иркутской области рассмотрено уже более 3 тысяч электронных пакетов документов, в то время как за весь прошлый год их количество не превысило 2,5 тысяч.
Растущая популярность электронных услуг вполне объяснима, ведь представление документов в электронном виде имеет ряд преимуществ. Подача документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав через официальный интернет-сайт Росреестра позволяет заявителям экономить свое время, поскольку исключает необходимость посещения офисов, осуществляющих прием документов. Кроме того, в два раза сокращаются сроки проведения государственной регистрации прав. Управление Росреестра по Иркутской области, при отсутствии препятствий для государственной регистрации, на основании электронных документов проводит процедуру всего за 3 рабочих дня вместо 7 дней, установленных законом.
Пользователи электронных услуг экономят не только время, но и деньги. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена льгота для физических лиц, которые представляют документы в электронном виде и уплачивают государственную пошлину через Интернет. В этом случае размер государственной пошлины умножается на 0,7.
Для того, чтобы представить документы на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на недвижимость в электронном виде необходимо заполнить форму заявления на сайте Росреестра и прикрепить все необходимые документы.
Обратите внимание, что при подаче документов в электронном виде требуется усиленная квалифицированная электронная подпись, которая заменяет собственноручную подпись на документах и позволяет идентифицировать лиц, их подписавших. Усиленные квалифицированные электронные подписи изготавливаются специальными удостоверяющими центрами. Заявление подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей, а иные необходимые документы – усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных на их подписание. Например, договор – усиленными квалифицированными электронными подписями сторон договора, копии актов органов государственной власти, органов местного самоуправления – уполномоченных должностных лиц.
После представления документов с Портала государственных услуг Росреестра на адрес электронной почты заявителя поступает сообщение с реквизитами для уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, в котором также содержится информация о размере государственной пошлины (если за совершение соответствующих действий взимается государственная пошлина).
После поступления денежных средств в счет уплаты государственной пошлины (при необходимости ее уплаты) документы поступают в Управление, и государственный регистратор приступает к проведению правовой экспертизы документов, по результатам которой им принимается решение.
По результатам государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявитель получает ссылку, по которой можно перейти на Портал Росреестра и скачать готовые документы в электронном виде.
Выписка из ЕГРН по результатам государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав будет сформирована в электронном виде, заверена усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав.
На договорах и соглашениях проставляется регистрационная надпись, которая заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что в целом внедрение предоставления электронных государственных услуг Росреестра в сфере учетно-регистрационных процедур осуществляется успешно. Учитывая комфорт и доступность представления документов в электронном виде, установленные сокращенные сроки государственной регистрации, льготные размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав физических лиц, электронные услуги, оказываемые Росреестром, будут востребованы и в будущем.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Третейское разбирательство как способ защиты нарушенного права

Стороны спорных правоотношений зачастую предпочитают обращаться за защитой своих прав в негосударственные учреждения, такие, как третейский суд. Однако неоднократно отмечалось, что имеющаяся в России система третейского судопроизводства далека от совершенства, и есть необходимость повысить авторитет и значимость третейских судов.
В настоящий момент в третейский суд может обратиться любой субъект, являющийся стороной спорного гражданского правоотношения, при наличии заключенного арбитражного соглашения. Преимуществом третейского разбирательства является его оперативность, так как в третейском суде отсутствует загруженность в отличие от государственного суда, и имеется возможность рассмотрения спора только на основании имеющихся документов без вызова сторон. Преимуществом является и то, что решение третейского суда подлежит немедленному исполнению, и отсутствует возможность обжаловать такое решение, поскольку законодательством не предусмотрены вышестоящие инстанции для третейского суда. Несмотря на невозможность обжалования решения законодатель предусмотрел процедуру его отмены государственным судом (если, конечно, в арбитражном соглашении не оговорено, что решение является окончательным), установив при этом закрытый перечень оснований для отмены.
Однако поскольку третейский суд является негосударственным, то имеются определенные недостатки данного способа защиты нарушенных прав. В том числе, ограничена и сила решения третейского суда, ведь если оно не исполняется сторонами добровольно, то требуется получение исполнительного листа в государственном суде.
Законодательство в сфере государственной регистрации прав не содержит особых оговорок относительно решений третейских судов как оснований для регистрации прав. Однако из положений Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ следует, что применительно к регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения третейского суда получение исполнительного листа и представление его на государственную регистрацию является обязательным, даже если такое решение исполняется сторонами добровольно. Таким образом, законодательством установлен прямой запрет на внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости на основании решения третейского суда при отсутствии исполнительного листа.
На сегодняшний день, несмотря на остающиеся сомнения в эффективности внесудебного способа защиты прав, при развитии хозяйственных отношений альтернативный способ решения гражданских споров в виде третейского разбирательства (арбитража) имеет определенные положительные перспективы своего развития.

Ведущий специалист-эксперт
отдела правового обеспечения
Управления Росреестра по Иркутской области
О.Е. Полодухин


Особенности государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных сделок

Реалии законодательной и правоприменительной практики в последнее время все больше свидетельствуют об усилении позиции нотариата при оформлении сделок на рынке недвижимости. При идеальной модели «сильного» нотариата нотариус, удостоверяя тот или иной документ принимает на себя полную ответственность за его юридическую чистоту, оставляя государственному регистратору лишь миссию по легитимации действий сторон сделок.
Так, при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.
Основываясь на положениях Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) можно выделить следующие особенности регистрации прав на основании нотариально-удостоверенных сделок:
отсутствие необходимости проведения правовой экспертизы нотариально-удостоверенной сделки;
сокращенные сроки государственной регистрации;
особый субъектный состав заявителей (нотариус или его работник);
особый способ проверки достоверности нотариально-удостоверенного документа (через единую информационную систему нотариата);
недопустимость ответственности регистрирующего органа за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными нотариально удостоверенных документов.
Представляется, что перечисленные особенности свидетельствуют о намерении законодателя при одновременном сокращении сроков государственной регистрации, снизить нагрузку регистрирующего органа по осуществлению правовой экспертизы, за счет исключения дублирующих функций регистратора и нотариуса по проверке законности сделок с недвижимым имуществом.
Говоря об особенностях регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально-удостоверенных сделок, нельзя не отметить преимущества, которые получают участники гражданско-правовых отношений, предусматривая обязательную нотариальную форму для сделок с недвижимым имуществом. Итак, в отличие от простой письменной формы сделок, нотариальная позволяет оформить права на недвижимое имущество в сокращенные сроки и без личного участия собственника объекта недвижимого имущества, а также с большей степенью вероятности гарантирует чистоту сделки. Вместе с тем, существенным фактором, сдерживающим субъектов гражданско-правовых отношений от обращения к нотариусу, являются достаточно высокие тарифы на осуществление нотариальных действий, которые подлежат уплате наряду с государственной пошлиной за совершение регистрационных действий.
Таким образом, усиление позиции нотариата при совершении сделок с недвижимостью, с одной стороны, является положительной тенденцией, позволяющей ускорить многие процессы на рынке недвижимости, а с другой стороны нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии, например, в части снижения тарифов на осуществление нотариальных действий, а также повышения эффективности взаимодействия системы нотариата с регистрирующими органами.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Жители Приангарья стали чаще регистрировать права на недвижимость через интернет

Жители Приангарья стали чаще пользоваться электронными сервисами Росреестра при регистрации прав на недвижимость. Только в августе в Управление Росреестра по Иркутской области через интернет поступило более 1 тысячи заявлений, в то время как за аналогичный период прошлого года их количество не превышало 200. Всего за восемь месяцев на процедуру регистрации прав Управлением Росреестра принято более 5,6 тысяч электронных документов. Это в семь раз превышает показатель аналогичного периода 2016 года, когда при помощи интернета жителями Приангарья было подано чуть более 780 пакетов документов.
Востребованность электронных услуг Росреестра растет не только по отношению к прошлому году. С апреля по август количество документов на регистрацию прав, поступающих в Управление Росреестра в электронном виде, в среднем ежемесячно вырастало на 14%.
- Управление Росреестра уделяет большое внимание развитию электронных услуг и сервисов ведомства в регионе. Но мы не ограничиваемся только возможностями официального сайта. Уже год в Приангарье успешно действует совместный проект ведомства и Байкальского банка Сбербанка России «Электронная регистрация». Эта услуга позволяет зарегистрировать права на недвижимость уже на этапе получения ипотечного кредита. Полный пакет документов формирует сотрудник банка и в электронном виде направляет его в Управление. Таким образом, владельцам недвижимости – клиентам Сбербанка и пользователям электронных сервисов Росреестра – больше не нужно тратить время на посещение офисов МФЦ. Современные технологии упрощают нашу жизнь, за ними будущее. Поэтому мы делаем ставку на развитие «бесконтактных» способов взаимодействия с заявителями, - говорит Руководитель Управления Росреестра по Иркутской области Виктор Жердев.
Получить услуги Росреестра в электронном виде можно на официальном сайте ведомства (https://rosreestr.ru/site/). С его помощью можно подать документы на кадастровый учет, регистрацию прав, в том числе на единую процедуру кадастрового учета и регистрации прав, запросить сведения об объектах из Единого государственного реестра недвижимости. Электронные сервисы сайта также позволяют пользователям отследить статус своей заявки, узнать справочную информацию об объектах недвижимости в режиме онлайн, получить сведения из Фонда данных государственной кадастровой оценки, ознакомиться со сведениями об объекте недвижимости на Публичной кадастровой карте. На сайте даны пошаговые инструкции получения каждой услуги, сроки ее предоставления и стоимость.


По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Прямые линии с заявителями проведет Управление Росреестра по Иркутской области 10 и 12 октября

Управление Росреестра по Иркутской области проведет прямую телефонную линию с заявителями 10 октября. В этот день все желающие смогут задать свои вопросы, касающиеся процедуры установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости. На звонки граждан будут отвечать специалисты отдела кадастровой оценки недвижимости Белых Елена Александровна (тел. (3952) 450-173), (тел. (3952) 450-353), Шкаликова Валентина Владимировна (тел. (3952) 450-262).
Прямая линия на тему: «Обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов). Перечень таких документов, состав содержащихся в них сведений, порядок их направления или предоставления, в том числе, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия» пройдет в Управлении 12 октября. На вопросы граждан ответят специалисты отдела регистрации публичных образований и крупных правообладателей Иванова Елена Валентиновна (тел. (3952) 450-227), Шадарова Светлана Игоревна (тел. (3952) 450-225), Дианов Алексей Петрович (тел. 3952) 450-204).
Вопросы специалистам можно будет задать с 8 до 17 часов.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области


В России принят новый закон о садоводстве

Жители Иркутской области получат возможность возводить жилые дома на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства. Данное изменение предусмотрено федеральным законом «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», который вступает в силу с 1 января 2019 года.
По действующему в настоящее время законодательству строительство жилых домов возможно на земельных участках, выделенных для ведения дачного хозяйства. На садовых участках разрешается возводить лишь жилые строения для сезонного проживания. Таким образом, оформить прописку в садовом доме на сегодняшний день невозможно.
Новый федеральный Закон о садоводстве упраздняет понятие «дача». Земельные участки, выделенные гражданам для ведения садоводства, приравниваются к дачным. При этом владельцы садовых земельных участков получают возможность строительства жилых домов с возможностью прописки и постоянного проживания.
- Процедура строительства и регистрации жилых домов на садовых участках будет проводиться по аналогии с дачными. То есть, перед началом строительства владельцу участка необходимо получить разрешение в местной администрации. Для получения такого разрешения потребуется подготовить ряд документов: правоустанавливающий документ на землю, градостроительный план участка и схему планировочной организации с обозначением места размещения объекта.
Наравне со строительством жилых домов Закон о садоводстве по-прежнему разрешает возведение домов для сезонного проживания – садовых домов. В отличие от жилого дома садовый не предназначается для постоянного проживания и прописки в нем. При возведении садового дома владельцу участка не потребуется получать разрешение на строительство.
Новым законом предусмотрены только две организационно-правовые формы товариществ собственников недвижимости: садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество. При этом возможности использования участков, выделенных для ведения огородничества, законом не изменяются. Таким образом, владельцы огороднических земельных участках смогут возводить лишь некапитальные строения (хозблоки, летние домики без фундамента и т.п.).
Закон о садоводстве призван устранить несоответствия между законодательством, регулирующим правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и Гражданским, Земельным, Градостроительным и Жилищным кодексами.

По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Программа по предоставлению участков на Дальнем Востоке расширена

Более 140 обращений поступило от жителей Иркутской области в офисы «Мои документы» по программе предоставления в безвозмездное пользование земельных участков на Дальнем Востоке. С 1 февраля 2017 года в России начался третий этап реализации проекта, благодаря чему получить участок на территории Дальневосточного федерального округа могут все граждане России.
В конце июля президент России Владимир Путин подписал закон, расширяющий возможности получения «дальневосточного гектара». Документ снимает запрет на предоставление участков, на которых расположены защитные леса отдельных категорий. Граждане, получающие такие участки, обязаны будут вести работу по восстановлению насаждений в соответствии с Лесным кодексом РФ. Также участники программы смогут получить земельные участки, которые указаны в лицензиях на некоторые виды пользования недрами, если это не препятствует деятельности, предусмотренной лицензиями.
Закон также вносит ряд изменений, направленных на урегулирование вопросов с отказами в предоставлении земли.
- Решение об отказе может быть принято, в том числе, если образуемый земельный участок пересекает границы других участков, границы земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничивает доступ к иным земельным участкам. В таких случаях рассмотрение заявления приостанавливается на срок до 30 дней, в течение которых с согласия гражданина границы выбранного земельного участка могут быть скорректированы либо заявитель должен выразить согласие на предоставление ему другого земельного участка из перечня, предложенного уполномоченным органом, - поясняет и.о. начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Иркутской области Олеся Машалайте.
Кроме того, законом предусмотрены изменения, направленные на совершенствование порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости и внесения в него соответствующих сведений.
Получить консультацию по вопросам предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, жители Приангарья могут в офисах «Мои документы» по следующим адресам:

г. Иркутск, ул. Трактовая, 35
г. Иркутск, мкр-н Юбилейный, 19/1
г. Иркутск, ул. Верхняя Набережная, 10
г. Иркутск, бульвар Рябикова, 22-а
г. Ангарск, 84-й квартал, 16
г. Братск, жилой район Энергетик, ул. Юбилейная, 15
г. Усолье-Сибирское, проспект Комсомольский, 130
г. Шелехов, квартал 1, 10
п. Усть-Ордынский, ул. Ленина, 8

С графиком работы офисов можно ознакомиться на сайте www.mfc38.ru.
Консультации и помощь в подготовке схемы размещения участка на карте оказывают и специалисты филиала Федеральной кадастровой палаты по Иркутской области по следующим адресам:

г. Иркутск, ул. Чехова, 22
г. Ангарск, 103-й кв-л, 1
г. Зима, ул. Ленина, 11
г. Нижнеудинск, ул. Островского, 1-67
г. Слюдянка, ул. Ржанова, 4
г. Тайшет, ул. Тимирязева, 86
г. Усть-Илимск, ул. Героев Труда, 40
г. Черемхово, ул. Первомайская, 88

Узнать режим работы пунктов приема Кадастровой палаты можно на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе «Офисы и приемные».
Подать заявление на получение «дальневосточного гектара» можно самостоятельно на сайте «На Дальний Восток» (https:// надальнийвосток.рф). Дополнительную информацию по программе можно получить по телефону бесплатной горячей линии: 8 800 200 32 51.


По информации Управления Росреестра по Иркутской области


Получать услуги Росреестра удобнее в электронном виде

Росреестр делает ставку на развитие бесконтактных технологий взаимодействия с гражданами и бизнесом – а именно системы предоставления услуг в электронном виде.
В настоящее время на портале Росреестра доступны все наиболее востребованные услуги ведомства: государственная регистрация прав, кадастровый учет, в том числе единая процедура регистрации прав и кадастрового учета, получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Получение услуг Росреестра в электронном виде имеет три преимущества по сравнению с «бумажным» способом: экономия времени, исключение человеческого фактора, сокращение затрат на госпошлину и плату за предоставление сведений. Заявитель не теряет времени на визит в офис, а может получить услугу в любое удобное время, находясь дома или на работе. Граждане и бизнес могут напрямую обратиться в Росреестр – заявитель самостоятельно подает документы и не зависит от действий чиновника. При этом размер платы и государственной пошлины для физических лиц сокращается на 30-50%.
Электронные услуги представляются экстерриториально. Поэтому они будут полезны тем, кто по какой-то причине не может зарегистрировать свою собственность на месте. Пользоваться электронными услугами Росреестра просто и удобно, поскольку на портале ведомства даны пошаговые инструкции получения каждой услуги, сроки ее предоставления и стоимость.
Воспользоваться электронными услугами Росреестра можно на официальном портале ведомства (www.rosreestr.ru) и едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru).

По информации Управления Росреестра по Иркутской области



О фактах коррупции в системе Росреестра можно сообщить по телефону

Жители Приангарья могут сообщить о фактах коррупции в Управлении Росреестра по Иркутской области по телефону. В целях оперативного реагирования на возможные коррупционные проявления в деятельности федеральных государственных гражданских служащих в ведомстве организован «телефон доверия».
По «телефону доверия» принимаются обращения граждан о фактах коррупции, конфликтов интересов в действиях (бездействии) гражданских служащих Управления, несоблюдении ими ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации. Телефон функционирует ежедневно и круглосуточно в автоматическом режиме и оснащен системой записи поступающих обращений.
Сообщить о фактах коррупционных проявлений в Управлении Росреестра по Иркутской области можно по телефону в Иркутске: 8(3952) 41-95-18.
Анонимные обращения и обращения, не касающиеся действий гражданских служащих и работников Управления, не рассматриваются.
Управлением Росреестра по Иркутской области ведется системная работа по профилактике коррупционных правонарушений. Вопросы предупреждения и профилактики коррупции рассматриваются на заседаниях коллегии, расширенных оперативных совещаниях, заседаниях Общественного совета при Управлении. Также принимаются меры по созданию условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих предупреждение коррупционных проявлений. В том числе, минимизируется личное общение должностных лиц с гражданами при оказании услуг. Основным инструментом, помогающим снизить коррупционные риски, являются «бесконтактные технологии» - оказание услуг в электронном виде или через офисы «Мои документы».

По информации Управления Росреестра по Иркутской области